На углу Университетской улицы и площади Розы Люксембург — здание Центрального универмага. В начале века здесь стояла трехэтажная постройка фирмы «Зингер». В 30-х годах началось строительство первого крупного универмага Харькова. Здание было разрушено в годы войны. При восстановлении его изменили. Сегодня Харьковский ЦУМ — один из самых крупных универмагов города. Магазин имеет свои филиалы — «Люкс», «Подарки» (на площади Дзержинского) и др. В универмаге работает свыше 1200 человек. Годовой товарооборот составляет 100 миллионов рублей. ЦУМ заключает прямые договоры с 42 предприятиями Украины. Ежедневно магазин посещают до 35 тысяч покупателей. Центральный универмаг первым в Харькове (1969 год) перешел на прогрессивные формы обслуживания. Коллектив неоднократно выходил победителем в республиканском социалистическом соревновании, награжден переходящим Красным знаменем Министерства торговли и республиканского комитета профсоюза работников торговли и потребительской кооперации. В конце прошлого века в центре площади стоял деревянный павильон — пересадочная станция с конки на трамвай. Конка была построена в Харькове Бельгийским акционерным обществом в 1882 году. Она прошла от железнодорожного вокзала по Александровской (сейчас - Красноармейская) и Екатеринославской (сейчас - Свердлова) улицам, по центральным площадям и далее — по Московской и Старомосковской улицам (сейчас - Московский проспект) до Конной площади (сейчас - площадь Восстания) и имела протяженность 17,5 версты. Скорость конки не превышала шести верст (5 километров) в час. Проезд по ней в один конец стоил пять копеек, а с пересадкой — восемь, до рабочих окраин она не доходила. Естественно, пользоваться конкой рабочие не могли. Электрический трамвай пустили в Харькове 3 июля 1906 года. Двенадцать вагонов, пахнущих свежей краской, прибыли из Германии. Позже обнаружилось под слоем краски ржавое железо: немецкие предприниматели сбыли старые вагоны более чем по 7 тысяч рублей золотом. Линия была одноколейной, с многочисленными разъездами, приходилось подолгу ждать встречного вагона. Скорость трамвая составляла 12 верст в час. Маршрут соединял рабочий район — Петинскую (сейчас - Плехановскую) улицу с центром — Павловской площадью, где можно было пересесть на конку.

Сегодня в городе проложено более 260 километров одиночного трамвайного пути. На маршрутах курсируют почти 800 вагонов. Трамвайные маршруты связывают центр с железнорожными и автобусными вокзалами, промышленными зонами, новыми жилыми районами города.

Под № 10 на площади Розы Люксембург находится жилой дом с магазинами и областной конторой Стройбанка на первом этаже. Здание построено в 1910—1913 годах как Купеческий банк и гостиница «Астория» (в двух верхних этажах). В декабре 1919 года, после освобождения Харькова от деникинцев, в гостинице размещался Всеукраинский Революционный Комитет под председательством Г. И. Петровского. Временному чрезвычайному органу государственной власти УССР поручались организация помощи Красной Армии в разгроме белогвардейцев, полная ликвидация помещичьего землевладения, восстановленного белогвардейцами, установление твердой рабоче-крестьянской власти на территории Советской Украины. На стыке площадей Розы Люксембург и Советской краины привлекает внимание размерами и архитекои отделкой Дворец труда. Так назвали дом после швления в городе Советской власти, когда в здании честились Народный Комиссариат Труда и Всеукраинский Совет профсоюзов. Построено оно в неоссических формах в 1916 году как доходный дом страхового общества «Россия». Многоэтажное здание украшено аллегорическими скульптурами. Сейчас во Дворце труда работают облсовпроф и областные комитеты профсоюзов, профсоюзные курсы ВЦСПС, научно-технические общества различных отраслей промышленности.