Дальше, за лесополосой, находятся корпуса — Харьковского тракторного завода имени С. Орджоникидзе, гиганта машиностроения, головного предприятия производственного объединения «Харьковский тракторный завод имени С. Орджоникидзе».

Завод был построен в степи за станцией Лосево в рекордные сроки — за 15 месяцев. 1 октября 1931 года с главного конвейера ХТЗ сошли первые колесные тракторы. На митинге, посвященном пуску завода, присутствовало 25 тысяч человек. На открытие ХТЗ прибыли первый секретарь ЦК КП/б/У С. В. Косиор, Председатель ВУЦИКа Г. И. Петровский, писатели Д. Бедный, А. Безыменский. ЦК ВКП/б/ прислал приветствие строителям и труженикам предприятия. За рулем первого трактора «Интернационал» сидела комсомолка Маруся Бугаева, рядом с ней —- Г. И. Петровский. Заводу было присвоено имя Серго Орджоникидзе, одного из инициаторов его строительства. Памятник Серго работы скульптора С. Тоидзе установлен в 1956 году на площади перед главным административным корпусом завода.

В 1932 году за успешное освоение производственного процесса и досрочное доведение производства до 100 тракторов в день завод был награжден орденом Ленина. Вторая награда — орден Трудового Красного Знамени — появилась на знамени завода в 1948 году за успешное восстановление и перевыполнение плана выпуска тракторов. Харьковские тракторы марки ДТ-54М, ДТ-20 и ДТ-16Г экспонировались в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе. В 1967 году ХТЗ дал Родине миллионный трактор, за что удостоен второго ордена Ленина. Два года спустя трактор Т-25 получил золотую медаль Международной выставки сельскохозяйственной техники в Москве. А в 1979 году трактор Т-150К после испытаний в штате Небраска (США) был признан лучшим, в 1980 году ему была присвоена международная премия «Золотой Меркурий». В связи с 50-летием со дня основания завод был награжден орденом Октябрьской Революции. В 1982 году с его конвейера сошел двухмиллионный трактор.

Сегодня главная продукция ХТЗ — тракторы марки Т-150. На заводе продолжается реконструкция действующих цехов, 400 предприятий страны обеспечивают завод комплектующими деталями. В настоящее время ведется работа по освоению новых моделей тракторов Т-150КМ и Т-150К-022. Возрастает техническая оснащенность цехов, вступают в строй новые автоматические линии, внедряются прогрессивные методы обработки деталей. Застрельщиками нового отношения к интенсивным факторам развития производства выступают коммунисты.

Харьковские тракторы работают в 36 странах мира За помощь в развитии машиностроения братской Болгарии завод награжден орденом Георгия Димитрова.

В многотысячном коллективе работают Герои Социалистического Труда коммунисты М. И. Калашников и В. Г. Тарасенко, депутат Верховного Совета СССР Ф. Д. Касьяненко. Возглавляет производственное объединение Герой Социалистического Труда делегат XXVII съезда КПСС В. В. Библик.

Напротив одной из проходных в сквере установлен высокий гранитный обелиск с орденом Отечественной войны. Это памятник в честь тракторозаводцев, павших в боях с фашистскими захватчиками. На гранитной стеле высечены имена 320 героев.

К центральной проходной и административному корпусу выходит станция метро «Тракторный завод». Из метро по длинному подземному переходу можно выйти на проспект Орджоникидзе, центральную магистраль «города» тракторостроителей, начало которому положил жилой комплекс, построенный в 30-х годах. В его планировке были использованы все достижения градостроительства и возможности социалистического планового хозяйства. В составе каждого комплекса имелись школа, детский сад и ясли, клуб, столовая, магазин, спортивный центр. Были построены кинотеатр, фабрика-кухня. Жилые дома возводились двух типов: секционные для семейных и гостиничного типа для одиноких. Строения имели в основном четыре-пять этажей, квартиры — горячее и холодное водоснабжение. И по сей день поселок тракторостроителей считается образцовым, а градостроительная структура, заложенная в 30-х годах, дала толчок развитию массового жилищного строительства в последующие и особенно в послевоенные годы.

Между промышленной и жилой зонами протянулась защитная зеленая полоса шириной 500 метров. Линейный характер планировки обеспечил возможность дальнейшего развития промышленности и жилья. Но вернемся на Московский проспект. За тракторным заводом поднимаются корпуса ордена Октябрьской Революции станкостроительного завода имени С. В. Косиора, основанного в 1935 году. Предприятие специализируется на изготовлении высокопроизводительных станков для разных отраслей промышленности. В 1983 году завод наладил серийный выпуск модернизированных круглошлифовальных станков с числовым программным управлением, сейчас - освоил выпуск роботизированных комплексов. Коллектив конструкторов и производственников работает над тем, чтобы внести весомый вклад в ускорение научно-технического прогресса. Станки с харьковской маркой поставляются Кутаисскому, Волжскому, Таганрогскому автозаводам, КамАЗу и в страны — члены СЭВ. За успешное выполнение производственных заданий около 150 тружеников предприятия награждены орденами и медалями, а токарю-расточнику П. И. Хухрянскому присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Завод носит имя С. В. Косиора — видного партийного и советского работника, жизнь которого была тесно связана с Харьковом. В 1912—1914 годах он находился здесь на нелегальной партийной работе — состоял членом Харьковской большевистской организации, принимал активное участие в подготовке и организации маевок, митингов и забастовок, вел большую работу в профсоюзах. В годы гражданской войны С. В. Ко-сыор — один из организаторов разгрома иностранной военной интервенции и внутренней контрреволюции на Украине. В трудные и героические годы предвоенных пятилеток С. В. Косиор возглавил ЦК КП/б/У. В память о С. В. Косиоре на заводе в 1966 году был открыт памятник работы скульптора В. И. Агибалова. Его имя носит также один из проспектов города.