4 ноября 1975 года на месте разрушенного здания был открыт Монумент в честь провозглашения Советской власти на Украине. Этому предшествовала большая и кропотливая работа.

В 1966 году был проведён республиканский конкурс на лучший проект памятника. В этом конкурсе приняли участие архитекторы, скульпторы и художники Харькова, Киева, Ворошиловграда, Днепропетровска. В ходе семи туров жюри рассмотрело около тридцати проектов. Лучшим оказался проект харьковчан.

Сооружать монумент помогали проектные, строительные и творческие организации всей Украины. 650 кубометров гранита потребовалось для выполнения только скульптурной группы. Памятник собирался по ярусам из отдельных блоков, которые обрабатывались здесь же, на строительной площадке камнерезами Киевского живописно-скульптурного комбината Художественного фонда Украинской ССР. Гранитные блоки и плиты были Доставлены из карьеров Житомирской, Днепропетровской, Кировоградской, Запорожской и других областей Республики.

Отойдя от традиционной трактовки монументов с четко выраженным членением на фигуры и пьедестал, авторы создали единую пластическую скульптурно-архитектурную композицию.

Монумент представляет собой монолитную пятифигурную группу, выступающую под красным знаменем. На Нем слова: «Вся власть — Советам!», «Мир — народам!», «Земля — крестьянам!» Скульптурная группа символизирует борьбу трудящихся под руководством ленинской партии за установление и упрочение Советской власти на Украине. Высота памятника восемнадцать метров. Авторы монумента — скульпторы Я. И. Рык, В. И. Агибалов, Н. Ф. Овсянкин, художник С. Г. Светлорусов, архитекторы Э. Ю. Черкасов, И. А. Алферов, А. А. Максименко — были удостоены Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко. С 1975 года площадь стала называться площадью Советской Украины. 23 августа 1975 года открылось движение на первом пусковом участке свердловско-заводской линии Харьковского метрополитена. Рядом с монументом зажглась буква «М» — станция метро «Советская». Станция глубокого заложения, три эскалатора спускают пассажиров в распределительный зал. Оформление зала отражает исторические события, связанные с площадью Советской Украины. Беломраморные пилоны, светло-розовые стены, отделанные мрамором, гармонируют с темно-красным полом из гранитных полированных плит. Станционные залы освещаются нарядными светильниками из алюминия и стекла. На станции «Советская» можно пересесть на вторую линию метро — салтовскую. В 1984 году открылась станция метро «Исторический музей». Из просторного вестибюля станции по подземным переходам можно выйти на Сумскую и Рымарскую улицы. В оформлении этой станции архитекторы также использовали историческую тематику. Литые барельефы, мозаичные панно, фаянсовые гербы Харькова, сделанные на Будянском заводе, отражают историю основания, революционные события и сегодняшний день города.