На базе завода работает научно-исследовательский, технологический и проектно-конструкторский институт НИИТЭМ. В ряду заводов-гигантов стоит и 8-й Государственный подшипниковый завод имени В. И. Ленина, находящийся в стороне от Московского проспекта. Предприятие основано в 1945 году и является первенцем подшипниковой промышленности на Украине. 4 ноября 1947 года вступила в строй первая очередь завода, предприятие приступило к выпуску трех видов подшипников. Сегодня 8-ГПЗ изготавливает 304 типа подшипников и занимает одно из ведущих мест в подшипниковой промышленности страны. Завод специализируется на изготовлении однорядных и двухрядных сферических шариковых подшипников, а также роликовых подшипников для железнодорожного транспорта. Более 60 процентов продукции выпускается с государственным Знаком качества. Харьковские подшипники известны не только в нашей стране, но и поставляются в 41 зарубежное государство. 8-ГПЗ — высокомеханизированное предприятие крупносерийного производства. Уровень механизации технологических процессов в основном производстве составляет более 90 процентов. На заводе действуют 21 поточно-механизированная и 96 автоматических линий механической и термической обработки деталей подшипников. Семь комплексно-механизированных цехов и 12 комплексно-механизированных участков, 26 механизированных складов, более девяти километров средств непрерывного транспорта. Это дает возможность широко использовать прогрессивную бригадную форму организации труда, которой охвачено около 80 процентов трудящихся. Предприятие работает ритмично, успешно выполняет план и социалистические обязательства, постоянно занимает призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании среди предприятий отрасли. За вдохновенный труд в 1966 году коллектив награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1980 году заводу присвоено имя В. И. Ленина.

Самым ценным капиталом предприятия являются люди — квалифицированные рабочие, инженерно-технические работники и служащие.

Знакомство с проспектом трудовой славы будет не полным, если мы минуем завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева. Он находится в стороне от основного маршрута. Можно сесть на станции метро «Пролетарская» и доехать до остановки «Завод имени Малышева».

Предприятие основано в августе 1896 года как паровозостроительный завод. Рабочие завода активно участвовали в трех революциях, внесли значительный вклад в завоевание и укрепление Советской власти. Они сыграли большую роль в восстановлении и развитии народного хозяйства страны. На предприятии бывали, выступали перед рабочими, оказывали помощь в развитии производства известные деятели партии и правительства Артем (Ф. А. Сергеев), М. И. Калинин, С. В. Косиор, Н. К. Крупская, Г. И. Петровский П. П. Постышев, Н. А. Скрыпник, М. В. Фрунзе, В. Я. Чубарь. В годы Великой Отечественной войны, в тяжелых условиях эвакуации коллектив под руководством партийной организации в кратчайший срок наладил выпуск боевой техники для фронта. В послевоенные годы рабочие восстановили завод и успешно решили задачу большой государственной важности, начав выпуск отечественных тепловозов. сейчас - — это крупное предприятие по производству современных мощных дизелей для магистральных тепловозов. Большинству модификаций дизель-генераторов, выпускаемых заводом, присвоен государственный Знак качества. С каждым годом в объединении увеличивается выпуск товаров для населения. За годы одиннадцатой пятилетки их производство удвоилось. Большое внимание уделяется улучшению условий труда, быта и отдыха трудящихся. Сотни тружеников предприятия награждены орденами и медалями. Высокое звание Героя Социалистического Труда присвоено мастерам участков М. Я. Парамоновой и И. Ф. Логвиненко, делегату XXVII съезда КПСС токарю В. А. Петрову, наладчику Д. А. Зуеву. На знамени объединения два ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.

Имя В. А. Малышева присвоено заводу в 1957 году. Видный партийный и государственный деятель Герой Социалистического Труда В. А. Малышев многое сделал для развития социалистической промышленности, в том числе завода транспортного машиностроения в Харькове. В 1959 году возле здания заводоуправления был открыт памятник В. А. Малышеву — бронзовый бюст на гранитном постаменте (скульптор В. П. Савченко, архитектор А. П. Павленко).

На территории завода стоит памятник, увековечивший имена 400 верных сынов Родины — малышевцев, павших в боях с фашистами в годы Великой Отечественной войны. Навечно зачислен членом передовой бригады воспитанник завода Герой Советского Союза Григорий Ковтуи.

На углу улиц Плехановской и Кошкина в канун 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов открыт памятник М. И. Кошкину — конструктору легендарного танка Т-34— лучшего танка в мире. Боевая советская машина в годы войны несла смерть врагу и свободу народу нашей страны и народам порабощенных стран Европы. Сегодня сотни этих машин застыли на постаментах во многих городах нашей Родины и за рубежом.

После окончания экскурсии можно на метро возвратиться ® центр города или доехать до Южного вокзала.