По проспекту Ленина, 14 находится Харьковский институт радиоэлектроники (ХИРЭ) имени академика М. К. Янгеля, который готовит специалистов в области радиотехники, электроники, конструирования радиоэлектронной и электронно-вычислительной аппаратуры, прикладной математики, автоматизированных систем управления. На шести факультетах обучается около восьми тысяч студентов. В институте работают более 500 преподавателей, в том числе 20 докторов и свыше 200 кандидатов наук. Институт радиоэлектроники связан договорами о творческом содружестве со 106 предприятиями и научно-исследовательскими институтами. Коллектив ученых решает важные народнохозяйственные и теоретические проблемы. Сегодня институт ведет зондирование верхних слоев атмосферы в Антарктиде, разрабатывает системы предварительного предупреждения населения Дальнего Востока о цунами, работает над созданием образцов высокоточной аппаратуры сличения шкал времени. Активное участие в научно-исследовательской работе принимают студенты, работает студенческое проектно-конструкторское бюро. За заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров и развитии научных исследований институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Далее…

Третий институт, находящийся в здании по проспекту Ленина № 9,— Украинское отделение Всесоюзного ордена Ленина проектно-изыскательского и научно-исследовательского института Гидропроект имени С. Я. Жука.

 

Его коллектив занимается проектированием различных гидроэнергетических объектов. По проектам института были построены Каневская, Днепродзержинская, Киевская, Кременчугская, Каховская гидроэлектростанции, Днепрогэс-2 и др. Здесь создан проект Киевской ГАЭС — первой крупной гидроаккумулирующей электростанции в СССР. Институт разрабатывает также проекты водохранилищ, мелиоративных систем, составляет комплексные схемы использования и охраны водных ресурсов. Ученые института разработали систему водоснабжения Харькова и обводнения рек Лопани и Харькова. По совместному проекту институтов Укргидропроект и УкркоммунНИИпроект строится канал Днепр-Донбасс (первая очередь вступила в строй), который даст Харькову «водную» перспективу на 100 лет. Мощные насосные станции первой очереди уже подали воду Днепра в Краснопавловское водохранилище (Лозовский район). Оттуда водовод, кроме Харькова, даст воду еще четырем городам и 18 населенным пунктам области. Институт сотрудничает со многими организациями в нашей стране и в странах — членах СЭВ.

Далее…

Один из них — Гипросталь — старейший на Украине проектный институт, основанный в 1928 году. Сегодня это генеральный проектировщик многих металлургических и ферросплавных заводов страны. Институтом спроектированы и введены в эксплуатацию ряд важнейших объектов на Магнитогорском металлургическом комбинате, ферросплавные заводы в Запорожье и Донецке. По его проектам строятся предприятия и доменные печи в Донбассе, Сибири, Казахстане. Коллектив Гипростали принимает активное участие во многих ударных стройках нашей страны, а также выполняет проектные работы для ряда зарубежных стран. За большой вклад в развитие отечественной черной металлургии институт был награжден в 1977 году орденом Трудового Красного Знамени.

Далее…

 История Харьковского медицинского института практически начинается с 1805 года, когда в составе университета был открыт медицинский факультет. Его выпускниками были выдающиеся ученые А. Я. Данилевский, И. П. Лазаревич, В. П. Крылов, Д. Ф. Лямбль. В разное время на факультете, а затем в институте работали известные специалисты-медики — профессор хирургии А, Г. Подрез, впервые успешно оперировавший в 1897 году огнестрельную рану на сердце, Н. П. Тринклер, первым применивший рентгеноскопию для лечения, офтальмолог Л. Л. Гиршман, прославивший отечественную медицинскую науку.

Далее…

На прямоугольной части площади стоит здание самой большой гостиницы города «Харьков» (бывшая гостиница «Интернационал»), которая была построена в 1934 году. Проект гостиницы получил в 1937 году в Париже «Гран-при». В 1976 году к основному зданию гостиницы пристроен новый 16-этажный корпус на 400 мест.

Далее…

Рядом с Госпромом — светлое 14-этажное здание Харьковского государственного университета имени А. М. Горького (см. маршурт 1). Построено в 1932 году как Дом проектов. Во время войны здание сильно пострадало, а затем было полностью перестроено и реконструировано. В 1963 году сюда был переведен университет. сейчас - на его основных факультетах обучаются 12 тысяч студентов (в том числе юноши и девушки из 73 стран мира). Университет готовит специалистов по 29 специальностям. Около 70 тысяч специалистов выпустил университет за годы Советской власти. Известны имена выдающихся ученых, воспитанников университета,— действительных членов АН СССР С. Н. Бернштейна, А. И. Белецкого, А. В. Погорелова, И. М. Лифшица, Д. В. Маркова; членов-корреспондентов АН СССР Д. А. Рожанского, Л. А. Булаховского; академиков АН УССР А. И. Ахиезера, Н. П. Барабашова, В. Г. Барьяхтара, И. Н. Буланкина, А. К. Вальтера, Б. И. Веркина, А. И. Киприанова, Л. М. Литвиненко, В. А. Марченко, А. А. Слуцкина, И. Н. Францевича, В. П. Шестопалова; членов-корреспондентов АН УССР Н. А. Измайлова, Т. Д. Страхова, А. В. Нагорного и многих других. Среди воспитанников университета — шесть Героев Советского Союза, девять Героев Социалистического Труда, 19 лауреатов Ленинской премии, 59 лауреатов Государственных премий СССР и УССР.

Далее…

Круглую часть площади замыкают три величественных здания: университет, Госпром, академия. Дом Государственной промышленности — первое высотное железобетонное здание в нашей стране, построенное по проекту ленинградских архитекторов С. С. Серафимова, С. М. Кравца и М. Д. Фельгера в 1929 году. Руководил строительством талантливый советский инженер П. П. Роттерт. Здание занимает три квартала, отличается смелостью и оригинальностью замысла: три корпуса объединены переходными галереями на уровне третьего, пятого и шестого этажей. Высота корпусов от шести до тринадцати этажей. Здание имеет девять подъездов, оборудованных лифтами. В проездах между корпусами начинаются улицы Анри Барбюса и Ромена Роллана. Несмотря на то, что конструкции здания выполнены из монолитного железобетона, оно отличается красивыми пропорциями и легкостью. Сооружение входит в число лучших зданий мира. В 1930 году в этом здании проходил съезд революционных писателей. Здесь звучали голоса Юлиуса Фучика, Анны Зегерс, Теодора Драйзера… Сегодня в Госпроме размещаются облисполком, комитет по телевидению и радиовещанию, свыше ста учреждений, в которых работают девять тысяч человек.

Площадь Дзержинского — одна из крупнейших в мире, она занимает около 12 гектаров. В центре площади в 1963 году установлен памятник В. И. Ленину. Скульптура возвышается на пьедестале из красного гранита. В. И. Ленин изображен в момент произнесения речи. Динамичность фигуры подчеркивают поворот головы, энергичный жест правой руки, как бы развевающиеся на ветру полы пальто. На боковых сторонах пьедестала — барельефы, отражающие борьбу трудящихся за власть Советов и трудовые свершения советского народа. Авторы памятника — скульпторы А. П. Олейник, М. К. Вронский, архитектор А. А. Сидоренко. Здесь, у памятника В. И. Ленину, в дни торжеств проходят митинги, демонстрации трудящихся, парады, пионерские линейки, факельные шествия молодежи.

Мемориальный комплекс Славы в Лесопарке — это памятник тем, кто отдал жизнь за счастье сегодняшних поколений, это память о тех, кто погиб от рук фашистских палачей. Вход на Мемориал открывают две стелы, ;имволизирующие начало и конец войны. В центре комплекса высится величественная фигура Родины-Матери, к которой ведет уложенная гранитными плитами аллея. Справа стоят три стелы. Первая посвящена памяти павших воинов. В боях за Харьков погибли смертью храбрых 186 306 советских воинов более чем 50 национальностей. На дальних подступах к городу, у села Тарановки, в марте 1943 года беспримерный подвиг совершили 25 гвардейцев под командованием П. Н. Широшгаа. Все 25, большинство посмертно, были удостоены звания Героя Советского Союза. Героями Советского Союза стали более 200 харьковчан. Уроженцы Харьковщины А. К. Недбайло и 3. К. Слюсаренко удостоены этого высокого звания дважды. Две другие стелы увековечивают память о погибших в борьбе с врагом партизан и подпольщиков, а также советских патриотов, чьи имена остались неизвестными. «В каждом населенном пункте, в каждом доме врага ждала смерть»,— написано на стеле. Потрясают слова неведомого патриота, выцарапанные им на тюремной стене: «Тебе, Родина, вся моя жизнь до последней капли крови. 29/УП. 42».

Далее…

Дальше главная улица ведет к Лесопарку, а затем переходит в Белгородское шоссе — дорогу на Москву. На этом участке, слева, в теплое время года весело снуют голубые вагоны детской железной дороги, которую харьковчане называют «Малая Южная». Она была открыта 1 мая 1940 года. Во время фашистской оккупации дорога была разрушена. Сегодня она оборудована автоматической блокировкой с локомотивной сигнализацией и автостопом. Локомотивная бригада имеет радиосвязь с дежурными по станциям «Парк» и «Лесопарк». Протяженность дороги 3,6 километра. Хозяева железной дороги — от начальника до проводника — дети. Начиная с пятого класса ребята учатся здесь в кружках, проходят первую профориентацию.

Далее…

Рядом с заводом «ФЭД» находится Харьковский авиационный завод имени Ленинского комсомола, который также начинался с небольших мастерских по ремонту самолетов иностранных марок, подчинявшихся управлению «Укрвоздухпутъ». С годами завод вырос. Каждые четыре-пять лет здесь появлялись новые, более совершенные модели. Еще в 1927 году харьковская машина представляла нашу страну на Всемирной выставке в Берлине и получила золотую медаль. В начале первой пятилетки самолеты, построенные в Харькове, уже летали до Иркутска. Первой вышла харьковская машина и в заграничный рейс Харьков — Тегеран. «Все для фронта, все для победы!» Этот лозунг появился в цехах завода с первых дней Великой Отечественной войны. Завод, эвакуированный в глубь страны, давал фронту боевые машины. После войны в родном городе все пришлось начинать сызнова: завод лежал в развалинах. В первые послевоенные годы коллектив выпускал учебно-тренировочный самолет Як-18. А потом — ответственнейшее задание: изготовить по проекту выдающегося конструктора А. Н. Туполева первый в мире турбореактивный пассажирский авиалайнер Ту-104. День 5 ноября 1955 года навсегда запомнился харьковчанам: серебристая машина без пропеллеров взревела мощными турбинами и стремительно поднялась в небо. Харьковский авиационный завод открыл дорогу в небо целой серии самолетов — Ту-124, Ту-134, Ту-134А, за которую группа их создателей была удостоена Государственной премии СССР. Сегодня завод готовится к выпуску новых комфортабельных авиалайнеров. Коллектив воспитал Героев Социалистического Труда — делегата XXVII съезда КПСС фрезеровщика Ю. В. Братчикова, делегата XXVII съезда Компартии Украины, депутата Верховного Совета трех созывов резьбошлифовщика В. В. Попова, слесаря-дюралыцика Н. А. Чеховского, бывшего начальника цеха Героя Социалистического Труда Т. Г. Полякову. Многие труженики завода награждены орденами, из них 13 человек стали кавалерами ордена Ленина. Гордится коллектив заслуженными летчиками-испытателями Г. Я. Коробко, Ф. Ф. Доценко, а также испытателями первых Ту-104 М. В. Петляковым, А. И. Гришиным.

История завода уходит корнями в годы первых пятилеток. В 1927 году в Харькове была создана детская коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, которой до 1935 года руководил А. С. Макаренко. На базе мастерских коммунары создали завод по производству фотоаппаратов «ФЭД». Завод рос, совершенствовалось его производство, фотоаппараты получили широкое признание в нашей стране и за рубежом. Они отличались высоким качеством работы. И. Д. Папанин вспоминал, что во время экспедиции на Северный полюс он взял фотоаппараты известных зарубежных фирм и тогда еще мало известный «ФЭД». В суровых условиях Арктики отказали все фотоаппараты, а «ФЭД» работал исправно. Сегодня труженикам машиностроительного объединения «ФЭД» требуется всего 2,1 минуты на производство фотоаппарата, состоящего более чем из 500 деталей. Фотоаппа* рат «ФЭД-Микрон» не требует особых навыков, автоматически обеспечивает при съемке отработку правильной экспозиции или сигнализирует о неблагоприятных для фотографирования условиях. Начат серийный выпуск фотоаппарата ФЭД-50, осваиваются также ФЭД-35 и стереофотоаппарат. Коллектив воспитал Героев Социалистического Труда рабочих М. Я. Гуляеву и И. В. Мищенко. Кавалер ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени бригадир токарей Л. И. Зайцев был делегатом XXVII съезда КПСС. Завод награжден орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Коллектив предприятия — инициатор многих патриотических починов, успешно справляется с плановыми заданиями и социалистическими обязательствами.

С левой стороны, по Сумской, 77/79 находится Высшее военное командно-инженерное училище имени Маршала Советского Союза Н. Г. Крылова. Оно прилегает к одному из самых живописных уголков города — Центральному парку культуры и отдыха имени А. М. Горького. Парк был заложен в 1893—1895 годах на пустынной местности, пересеченной крутыми оврагами. По замыслу архитекторов он должен был повторить планировку Булонского леса. Замкнутая каштановая аллея предназначалась для экипажей. Высаживали деревья учащиеся и студенты Харькова. Немецко-фашистские оккупанты вырубили много елей и пихт, на месте строений оставили груды пепла и битого кирпича. После освобождения города любимое место отдыха харьковчан обрело прежний вид. Ежегодно парк посещают более шести миллионов человек. Здесь работает «Зеленый театр» на 1100 мест, центральный лекторий на 700 мест, лекторий планетария, зал цветомузыки, шахматный клуб, библиотека, книжный фонд которой составляет пять тысяч томов, различные аттракционы, большой спортивный городок с отличными кортами, площадками для игры в волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Зимой здесь заливается каток, можно покататься на финских санях, лыжах. Прогулочная канатная дорога протяженностью полтора километра связывает парк с жилым массивом Павлова Поля. В 1983 году открыт кинотеатр «Парк» с тремя залами. Коллектив парка работает под девизом: «Образцовому городу — образцовый парк». С 1976 года он ежегодно выходит в число победителей Всесоюзного социалистического соревнования культпросветучреждений, награждается переходящим Красным знаменем Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры. В 1978 году парк был награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР.

Далее…

Далее Сумскую пересекает улица Маяковского. Здесь когда-то главная улица заканчивалась, все последующее строительство осуществлялось в советское время. Улица, носящая имя замечательного советского поэта,— знак признательности и уважения харьковчан к В. В. Маяковскому. Поэт, по свидетельству его друзей, очень любил Харьков.

Далее…

Нарядностью выделяется Дворец бракосочетаний, возведенный в духе античной классики как частный особняк в 1914 году. После революции в этом доме находилось Общество старых большевиков, созданное по инициативе и под руководством Г. И. Петровского. Членами его были ветераны партии. В 1925 году здесь останавливалась Н. К. Крупская. С апреля 1946 по май 1962 года в здании размещался городской Дворец пионеров, с 1963 года работает первый в городе Дворец бракосочетаний. Дом № 5.9 был построен в 1931 году как коммуна ленинцев. Его возвели молодые тракторостроевцы для своих шефов — ветеранов партии. В нем жили люди, чья Жизнь и судьба неразрывно связаны с революцией, с Ударными стройками первых пятилеток, с фронтовыми Дорогами Великой Отечественной войны.  

« Следующие записиПредыдущие записи »