В июне 1919 года на Привокзальной площади части Красной Армии вступили в бой с белогвардейцами, но под натиском превосходящих сил противника были вынуждены оставить Харьков. Советское командование создало из моряков, курсантов-артиллеристов, коммунистов и беспартийных спец. отряд под командованием А. Я. Пархоменко и поставило перед ними задачу освободить Харьков. Отряд А. Я. Пархоменко захватила станцию и привокзальный район, но удержать их не смогла и попала в окружение. Из окружения отряду удалось вырваться и соединиться с частями Красной Армии. Привокзальная площадь была свидетелем горячей встречи, которую устроили харьковчане А. М. Горькому, проезжавшему в ноябре 1901 года через Харьков. Планировалось провести на вокзале митинг, но жандармы окружили вокзал и перекрыли доступ к путям и перрону. Тогда студенты и рабочие собрались на Холодногорском мосту и ждали поезд в этом месте. После первого звонка они запели «Дубинушку», а когда поезд отправился, начали скандировать: «Да здравствует наш Максим Горький!» Демонстранты с песнями прошли по Екатеринославской и Сумской улицам. 8 июля 1928 года трудящиеся Харькова снова встречали Горького. На Привокзальной площади состоялся торжественный митинг, на котором он и выступил. В 1927 году на площади было построено в формах конструктивизма здание почтамта, замкнувшее площадь с севера. На восточной стороне был построен в 1932 году многоквартирный жилой дом с магазинами в первом этаже для работников Южной железной дороги. В 1952 году новый вокзал Харьков-Южный принял первых пассажиров. Здание украшено колоннами, башнями, стены центрального зала облицованы цветным полированным камнем, на потолке — росписью. Все сооружение отличается торжественностью и монументальностью. В 1982 году введена в строй новая двухэтажная часть вокзала с южной стороны. Строится мост над путями (конкорс) и гостиница для транзитных пассажиров. Реконструкция вокзала вызвана возросшим объемом пассажирских и грузовых перевозок. Через станцию Харьков-Южный ежедневно проходят сотни пассажирских поездов в восьми направлениях. Только в сторону Крыма и Кавказа в летние месяцы ежедневно проходит 80 составов. Через Южный вокзал осуществляются напряженные грузовые перевозки. Предполагается 80 процентов местных электричек принимать не на Южном вокзале, а на станции Харьков-Левада, где будет построена пригородная станция. Это позволит разгрузить Южный вокзал, сделать движение поездов более четким, а обслуживание пассажиров более культурным и организованным. За отличную работу и в связи со 100-летием со дня основания Южная железная дорога была награждена орденом Ленина.

Сегодня Южная железная дорога, как и десять дорог страны, переходит на новые методы организации и стимулирования труда. Это обеспечит более устойчивую работу железнодорожного транспорта, повысит производительность труда при меньшем количестве работающих.