Напротив Дворца культуры — универмаг «Харьков»-А рядом с большим современным зданием стоят двухэтажные коттеджи причудливой архитектуры. Эти дома сохраняются как памятники градостроительства 20-х годов. При проектировании поселков из таких домов для рабочих была сделана попытка организовать новый быт, массовое жилье. В нем комплексно решались все вопросы: жилье, благоустройство, озеленение территории, прокладка подъездных путей. Проект закладывал основы типизации жилищного строительства в Харькове: дома имели отдельные стандартные части, которые изготавливались на заводах. Каждый дом состоял из нескольких квартир, расположенных в двух уровнях. Общая жилая площадь квартиры составляла 41—45 квадратных метров и была рассчитана на семью из 4—5 человек. Рядом с коттеджами располагается стадион «Серп и молот» (Московский проспект, 143). Он сооружен в 1922 году на месте построенного еще в 1910 году футбольного поля «Саде-футбол-клуба», на котором до революции играли преимущественно иностранные специалисты. Это был первый стадион на Украине, оборудованный трибунами для зрителей. Здесь выступала популярная в довоенные годы футбольная команда «Сель-маш». Сегодня, кроме футбольного поля с трибунами на восемь тысяч зрителей и беговыми дорожками, стадион имеет закрытый стрелковый тир, спортивный зал, комнаты для тренировок тяжелоатлетов, площадки для хоккея и городков. На стадионе организовываются спортивные праздники тружеников Московского района. Жилой комплекс домов на противоположной стороне проспекта для рабочих заводов ХЭМЗ и «Серп и молот» построен в разные годы, в разных архитектурных стилях и формах. Объединяет здания то, что квартиры имеют улучшенную планировку.

 Харьковский велосипедный завод

Отсюда, от Балагдовского путепровода, начинается и тянется на много километров промышленная зона. Справа по маршруту — производственное объединение «Харьковский велосипедный завод имени Г. И. Петровского». Ведущее предприятие отечественного велостроения основано в 1923 году на базе велосипедных мастерских.

Харьковский велосипедный завод выпускает свыше 10 моделей дорожных, легкодорожных, спортивных и туристских велосипедов. Это машины высокого класса, которые пользуются популярностью в нашей стране и за рубежом. В 36 стран мира отправляет завод свою продукцию. Большинство участников Московской олимпиады 1980 года выступало на машинах марки ХВЗ. Сейчас выпускаются велосипеды «Украина» повышенной гарантийное™. Продукция завода удостоена дипломов международных ярмарок. Завод — постоянный участник ВДНХ СССР и УССР.

При велозаводе работает единственное в стране конструкторское бюро велостроения, разрабатывающее конструкции и документацию для всех велосипедных огромное сооружение (более 72 тысяч квадратных метров) включало и Дом санитарной культуры. В центральной части дома располагались колонный зал для публичных лекций, зал санитарно-просветительской работы, комнаты для постоянных выставок и библиотека. В крыльях здания размещались лечебные кабинеты и больничные палаты, в торцах — поликлиника и управление больницей. Сегодня в больнице № 2 работают хирургическое, два терапевтических и поликлиническое отделения.

По этой же стороне проспекта расположены корпуса ордена Ленина лектромеханического завода имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Завод основан в 1915 году на базе эвакуированного из Риги завода ВЭК — «Всеобщей электрической компании». Коллектив гордится славными революционными традициями. Завод, его большевистская организация являлись опорой Харьковского комитета РСДРП. В дни Февральской буржуазно-демократической революции над зданием завода рабочие подняли красный флаг, а на первомайскую демонстрацию 1917 года вышли под лозунгами: «Мир хижинам, война дворцам!», «Долой буржуазное правительство!» 5 мая на заводском митинге рабочие выступили с требованием о переходе всей власти в руки Советов. Спустя месяц они избрали рабочую комиссию для контроля над предприятием. В дни подготовки к социалистической революции на заводе был создан арсенал — центральный склад оружия харьковской Красной гвардии. Красная гвардия завода принимала активное участие в установлении Советской власти в Харькове, отличилась в боях с бандами калединцев в Донбассе и на Дону.

Сегодня это ведущее предприятие отечественного электромашино- и электроаппаратостроения. Завод осуществляет комплектные поставки электрооборудования важнейшим объектам металлургической, машиностроительной, химической, горнодобывающей, нефтеперерабатывающей и других отраслей народного хозяйства. Предприятие выпускает электрические машины и электроаппараты разных серий и марок, приводящие в движение прокатные станы, шахтные подъемники, насосы, центрифуги, станции управления, крупноблочные щиты, тиристорные преобразователи… С этим заводом связано строительство Днепровской гидроэлектростанции имени В. И. Ленина — Днепрогэса. Коллектив завода изготовил для станции генераторы, освободив страну от заграничных закупок и сэкономив 1650 тысяч рублей золотом.

Харьковский электромеханический завод сегодня выполняет самые ответственные и сложные заказы. Его продукция идет более чем в 60 стран мира. Металлургические комбинаты Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши оснащены электромашинами, изготовленными на ХЭМЗе. За большие успехи в развитии электротехнической промышленности страны завод награжден в 1965 году орденом Ленина. За оказание помощи в оснащении нефтехимических, металлургических комбинатов в Болгарии, Польше, КНДР коллектив награжден также орденами этих братских государств.

На заводе действует научно-исследовательский институт ХЭМЗ, разрабатывающий и внедряющий в производство новые типы электрических машин, аппаратов и станций управления. Шестой машинный и пятый аппаратный цехи выпускают товары народного потребления — утюги, вентиляторы, которые пользуются большим спросом у населения.

Далеко за пределами завода известны имена прославленных хэмзовцев — Героев Социалистического Труда А. В. Заславского и Л. Ф. Глущенко, кавалера ордена Ленина, лауреата Государственной премии УССР Н. С. Щеглова к других передовиков производства.