Красноармейская улица, ведёт к Южному вокзалу. 22 мая 1869 года множество людей встречало на бывшей Александровской улице первый поезд, прибывший в Харьков по Курско-Харьково-Азовской железной дороге. Вокруг вокзала были возведены хозяйственные и жилые постройки для обслуживания железной дороги. На том месте, где в настоящее время расположена автостоянка, было построено железнодорожное училище, на том месте, где сейчас расположен Дом быта, находилась гостиница «Универсаль», оборудованная по образцу столичных отелей (с электричеством, ванной, телефоном). Напротив вокзала, на Александровской улице находился привокзальный рынок, вокруг которого были размещены большие склады угля и железа.

В конце XIX века Харьков превратился в один из наиболее крупных железнодорожных узлов России. От вокзала по Екатеринославской улице проложили конку. Но вагоны часто шли переполненными, и пассажиры, прибывшие в город по железной дороге, пользовались услугами извозчиков. С появлением трамвая их число значительно сократилось. По статистике 1915 года в Харькове насчитывалось около 3500 извозчиков.

Архитектурный ансамбль Привокзальной площади складывался постепенно. В 1914 году было построено представительное здание Управления Южной железной дороги, занявшее почти весь квартал напротив вокзала и разделившее площадь на две части. Это здание имеет славную революционную историю. Здесь по инициативе созданного в апреле 1917 года Железнодорожного районного комитета РСДРП проходил съезд рабочих и служащих Южной железной дороги. Делегаты избрали Совет рабочих депутатов, который работал в этом здании. В конце апреля на собрании представителей профсоюза железнодорожников был создан Дорожный комитет профсоюза (Дорпрофсож), также работавший здесь.

В августе 1917 года рабочие железнодорожного узла объявили забастовку в знак протеста против корниловского мятежа, в ноябре красногвардейцы Ивановского района сражались с корниловцами в районе Готня-Белгород. В сентябре по инициативе большевиков и при участии Ф. А. Сергеева (Артема) был установлен рабочий контроль над деятельностью Управления дороги. После победы вооруженного восстания в Петрограде V съезд Совета рабочих депутатов ЮЖД, состоявшийся в ноябре 1917 года, признал единственным законным органом власти в стране Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров, избранные на II Всероссийском съезде Советов. В декабре рабочие и служащие Харьковского железнодорожного узла приветствовали ВУЦИК, избранный на Первом Всеукраинском съезде Советов, и первое Советское правительство Украины.

Отстаивая Советскую власть, железнодорожники Харькова вели бои с войсками контрреволюционной националистической Центральной рады, участвовали в освобождении Донбасса от калединцев. После захвата Харькова австро-немецкими оккупантами подпольная партийная организация железнодорожного узла вела с ними активную борьбу: подпольщики взрывали мосты, устраивали крушения поездов, уничтожали склады боеприпасов. Летом 1918 года была организована забастовка харьковских железнодорожников, которые воспрепятствовали вывозу с Украины награбленного оккупантами хлеба, ценного имущества.