В июне 1919 года на Привокзальной площади части Красной Армии вступили в бой с белогвардейцами, но под натиском превосходящих сил противника были вынуждены оставить Харьков. Советское командование создало из моряков, курсантов-артиллеристов, коммунистов и беспартийных спец. отряд под командованием А. Я. Пархоменко и поставило перед ними задачу освободить Харьков. Отряд А. Я. Пархоменко захватила станцию и привокзальный район, но удержать их не смогла и попала в окружение. Из окружения отряду удалось вырваться и соединиться с частями Красной Армии. Привокзальная площадь была свидетелем горячей встречи, которую устроили харьковчане А. М. Горькому, проезжавшему в ноябре 1901 года через Харьков. Планировалось провести на вокзале митинг, но жандармы окружили вокзал и перекрыли доступ к путям и перрону. Тогда студенты и рабочие собрались на Холодногорском мосту и ждали поезд в этом месте. После первого звонка они запели «Дубинушку», а когда поезд отправился, начали скандировать: «Да здравствует наш Максим Горький!» Демонстранты с песнями прошли по Екатеринославской и Сумской улицам. 8 июля 1928 года трудящиеся Харькова снова встречали Горького. На Привокзальной площади состоялся торжественный митинг, на котором он и выступил. В 1927 году на площади было построено в формах конструктивизма здание почтамта, замкнувшее площадь с севера. На восточной стороне был построен в 1932 году многоквартирный жилой дом с магазинами в первом этаже для работников Южной железной дороги. В 1952 году новый вокзал Харьков-Южный принял первых пассажиров. Здание украшено колоннами, башнями, стены центрального зала облицованы цветным полированным камнем, на потолке — росписью. Все сооружение отличается торжественностью и монументальностью. В 1982 году введена в строй новая двухэтажная часть вокзала с южной стороны. Строится мост над путями (конкорс) и гостиница для транзитных пассажиров. Реконструкция вокзала вызвана возросшим объемом пассажирских и грузовых перевозок. Через станцию Харьков-Южный ежедневно проходят сотни пассажирских поездов в восьми направлениях. Только в сторону Крыма и Кавказа в летние месяцы ежедневно проходит 80 составов. Через Южный вокзал осуществляются напряженные грузовые перевозки. Предполагается 80 процентов местных электричек принимать не на Южном вокзале, а на станции Харьков-Левада, где будет построена пригородная станция. Это позволит разгрузить Южный вокзал, сделать движение поездов более четким, а обслуживание пассажиров более культурным и организованным.

Далее…

Красноармейская улица, ведёт к Южному вокзалу. 22 мая 1869 года множество людей встречало на бывшей Александровской улице первый поезд, прибывший в Харьков по Курско-Харьково-Азовской железной дороге. Вокруг вокзала были возведены хозяйственные и жилые постройки для обслуживания железной дороги. На том месте, где в настоящее время расположена автостоянка, было построено железнодорожное училище, на том месте, где сейчас расположен Дом быта, находилась гостиница «Универсаль», оборудованная по образцу столичных отелей (с электричеством, ванной, телефоном). Напротив вокзала, на Александровской улице находился привокзальный рынок, вокруг которого были размещены большие склады угля и железа.

Далее…

На улицу Свердлова выходит улица Маршала Конева (бывший Гончаровский бульвар), названная в честь командующего Степным фронтом маршала И. С. Конева. На ней находится завод тракторных шасси, основанный в 1949 году. Самоходные тракторные шасси, произведённые этим заводом, работают во всех климатических зонах, во многих зарубежных странах. Специалисты, механизаторы отмечают их высокое качество и надежность. Завод выпустил свыше 500 тыс. тракторов марки Т-16М, готовится к серийному производству самоходного шасси марки СШ-28.

Далее…

Клиническая больница № 1 на улице Карла Маркса, 25. Большую усадьбу купили в 1812 году для создания института благородных девиц. В 1869 году в здании открыли Александровскую городскую больницу на 350 коек. Она содержалась на скудные городские средства и на так называемый рублевый больничный сбор. (Любопытно, что первый врач появился в Харькове в 1739 году, но жил… в Ахтырке). 25 апреля 1910 года со двора больницы выехала первая в Харькове карета «Скорой помощи». Она была запряжена парой коней, спереди было сиденье с козырьком для трех человек: справа — санитар (ночью с фонарем), в центре — ездовой, который отыскивал нужный номер дома, слева — второй санитар со звоночком (сигнал «берегись»).

Далее…

В доме №. 18 по улице Свердлова находится театр юного зрителя, созданный ещё в 1960 году. Первая труппа театра состояла из выпускников Харьковского театрального института (сейчас - институт искусств), учеников замечательного мастера украинской сцены народного артиста А. И. Сердюка. За четверть века театр поставил более ста спектаклей для ребят младшего возраста, подростков и молодежи. Многие спектакли удостоены республиканских премий, дипломов. В театре работает талантливый актерский коллектив, в том числе народный артист УССР В. Чайкин, заслуженные артисты Украины В. Антонов, В. Поляков и др. Ежегодно театр посещают более 250 тысяч зрителей.

Далее…

Гостиница «Спартак». На её месте в 1874 году был построен оперный театр, который был очень популярен среди харьковчан. Театр ставил оперы русских и зарубежных композиторов. Дважды побывал в театре П. И. Чайковский. В 1886 году из-за отсутствия средств театр прекратил свое существование, а через несколько лет деревянное здание оперы снесли. На этом месте построили гостиницу «Россия» (сейчас - «Спартак»).

Далее…

Лопанский мост был построен, когда из крепости прокладывали дорогу на Полтаву. Поначалу он был деревянным. В нынешнем виде мост сооружен в 50-х годах ХХ века, на месте разрушенного в годы Великой Отечественной войны. На набережной Лопани, в сквере, в 1981 году установлен памятный знак в честь первой Харьковской маевки, состоявшейся 1 Мая 1900 года. Подготовка к празднованию 1 Мая в Харькове началась еще в апреле. За городом состоялось рабочее собрание, в котором приняло участие 120 представителей от различных предприятий, на заводах и фабриках распространялись прокламации Харьковского и Екатеринославского комитетов РСДРП. В день 1 Мая более десяти тысяч человек вышли на улицы города. На Ващенковской леваде состоялся митинг, на котором звучала песня рабочих «Дубинушка», развевались красные полотнища, провозглашались революционные лозунги. Импровизированный митинг продолжался около часа. Полицейские и казачьи части разогнали рабочих. 137 участников маевки были арестованы и заключены в пересыльную тюрьму, но на следующий день по требованию трудящихся власти вынуждены были их освободить. Это была первая в России крупная политическая демонстрация рабочих с требованиями политической свободы и восьмичасового рабочего дня. О майских днях 1900 года Харьковский комитет РСДРП написал брошюру, изданную редакцией «Искры» за границей. Предисловие к ней написал В. И. Ленин. «Харьковская маевка,— писал Ленин,— показывает, какой крупной политической демонстрацией способно стать празднование рабочего праздника и чего не достает нам для того, чтобы это празднование действительно стало великой общерусской демонстрацией сознательного пролетариата».

Далее…

Улица Карла Маркса и параллельная ей улица Свердлова — возникли одновременно с Харьковской крепостью. Улица Свердлова долгое время называлась Полтавской, позже была переименована в Екатеринославскую, так как вела в город Екатеринослав (сейчас - Днепропетровск).

Это была улица купцов и чиновников, застраивавшаяся в прошлом веке каменными зданиями по «образцовым» и индивидуальным проектам. Соперничая друг с другом, на Екатеринославской вырастали особняки хозяев города, доходные дома, конторы, магазины. Дома располагались в ряд по красной линии. В начале улицы установили Триумфальную арку. В середине прошлого века улицу выровняли, засыпав находившееся на ней озеро, разбили скверы, замостили. Когда через Харьков прошла железная дорога и был построен вокзал, Екатеринославская улица превратилась в главные ворота города. Железная дорога дала новую жизнь городу и близлежащим улицам. Многоэтажные дома в стиле модерн придали Екатеринославской своеобразный вид. Позже появились здания, оформленные в духе украинского народного зодчества. Над застройкой возвышались две церкви — Дмитриевская и Рождественская.

Далее…

На базе завода работает научно-исследовательский, технологический и проектно-конструкторский институт НИИТЭМ. В ряду заводов-гигантов стоит и 8-й Государственный подшипниковый завод имени В. И. Ленина, находящийся в стороне от Московского проспекта. Предприятие основано в 1945 году и является первенцем подшипниковой промышленности на Украине. 4 ноября 1947 года вступила в строй первая очередь завода, предприятие приступило к выпуску трех видов подшипников. Сегодня 8-ГПЗ изготавливает 304 типа подшипников и занимает одно из ведущих мест в подшипниковой промышленности страны. Завод специализируется на изготовлении однорядных и двухрядных сферических шариковых подшипников, а также роликовых подшипников для железнодорожного транспорта. Более 60 процентов продукции выпускается с государственным Знаком качества. Харьковские подшипники известны не только в нашей стране, но и поставляются в 41 зарубежное государство. 8-ГПЗ — высокомеханизированное предприятие крупносерийного производства. Уровень механизации технологических процессов в основном производстве составляет более 90 процентов. На заводе действуют 21 поточно-механизированная и 96 автоматических линий механической и термической обработки деталей подшипников. Семь комплексно-механизированных цехов и 12 комплексно-механизированных участков, 26 механизированных складов, более девяти километров средств непрерывного транспорта. Это дает возможность широко использовать прогрессивную бригадную форму организации труда, которой охвачено около 80 процентов трудящихся. Предприятие работает ритмично, успешно выполняет план и социалистические обязательства, постоянно занимает призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании среди предприятий отрасли. За вдохновенный труд в 1966 году коллектив награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1980 году заводу присвоено имя В. И. Ленина.

Далее…

Головное предприятие производственного объединения «Завод «Электротяжмаш» имени В. И. Ленина» расположен на Московском проспекте, 299. Выпущенные заводом турбогенераторы работают на Днепропетровской, Ворошиловградской, Змиевской, Кременчугской, Каховской, Киевской и других электростанциях. В 1970 году завод изготовил уникальный одновальный нагрузочный турбогенератор мощностью миллион киловатт -— первый не только в отечественном, но и в мировом энергомашиностроении. Приводными электродвигателями завода оснащены крупные прокатные станы металлургических комбинатов «Азовсталь», Ждановского, Череповецкого, Магнитогороского, работают они также на многих шахтах и горнообогатительных комбинатах. С 1975 года завод выпускает турбогенераторы для атомных электростанций, специальные гидрогенераторы для гидроакку-мулирующих ГЭС, новое электрооборудование для тепловозов. Продукция предприятия экспортируется более чем в 30 стран мира. С 1961 года завод носит имя Ленина, в 1966 году за большие производственные достижения награжден орденом Ленина. Высоких наград удостоены более 2500 работников. Бригадиру передовой бригады слесарей-сборщиков турбогенераторного цеха Б. П. Холодову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Дальше, за лесополосой, находятся корпуса — Харьковского тракторного завода имени С. Орджоникидзе, гиганта машиностроения, головного предприятия производственного объединения «Харьковский тракторный завод имени С. Орджоникидзе».

Далее…

На территории завода находится Всесоюзный научно-исследовательский институт по оборудованию для кондиционирования воздуха и вентиляции. Он проводит все исследовательские работы по созданию новых кондиционеров. В ноябре 1985 года Государственная аттестационная комиссия подтвердила высокий класс изделий завода «Кондиционер», присвоив государственный Знак качества всем моделям кондиционеров. Завод награжден орденом Октябрьской Революции.

Далее…

На углу улицы 60 лет СССР и Московского проспекта, рядом со станцией, построена девятиэтажная гостиница «Турист» с рестораном. Рядом расположен Дом мебели - самый большой в городе мебельный магазин. На улице 60 лет СССР находится Дворец спорта, вмещающий до семи тысяч зрителей. На льду Дворца выступают фигуристы, проводятся соревнования по хоккею. За 20 минут ледовое поле трансформируется в зал для собраний, демонстрации кинофильмов, для театральных постановок. Рядом с Дворцом спорта планируется построить образцовый микрорайон.

Далее…

На территории парка начато строительство Дворца культуры производственного объединения «Завод имени Малышева».

К заводам выходит станция метро «Московский проспект». Станция односводчатая, мелкого заложения. Архитектурно-художественный облик станции выражает индустриальную тему.

Далее…

Между Плехановской улицей и Московским проспектом зеленым массивом раскинулся парк культуры и отдыха имени Артема. Заложен парк был в 1934 году, его площадь - более 120 гектаров. Прогулочные аллеи обсажены липами — самыми выносливыми в городских условиях деревьями. Здесь много и тополей различных видов. В парке можно увидеть и южные растения — айву обыкновенную с нежными розоватыми цветами. Много здесь и плодовых деревьев. Парк работает круглый год. В нем имеется концертно-танцевальный зал «Современник» на 1200 мест, летняя эстрада, зеленый театр-кинолекторий, спортивный комплекс, аттракционы, пункт проката детского спортинвентаря.

Предыдущие записи »