История, конструкция, вооружение и боевая служба кораблей ВМФ

Главная

Всё началось с моделей

admin — чт, 12/02/2010 - 18:49

Зарубежный опыт создания экранопланов, накопленный к началу 1960-х, практически невозможно было обобщить, а свой — отсутствовал. Коллективу Алексеева пришлось всё начинать с исследования моделей в гидроканале, испытательных треков, буксировки за катерами и в аэродинамических трубах.

Но однозначный ответ мог дать лишь натурный эксперимент. Поэтому в ЦКБ по СПК (ныне АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени RE. Алексеева») работу по экранопланам начали с самоходных моделей «СМ» массой до пяти тонн.

Первым из них стал трёхместный экспериментальный экраноплан СМ-1 с открытыми кабинами и турбореактивным двигателем (ТРД) РУ19-300, установленным на его корпусе.

cm-1.jpg_0.bmp

Сначала ставку сделали на биплан с тандемным расположением (друг за другом) несущих плоскостей. Эта схема к тому времени продемонстрировала свою полную несостоятельность в самолётостроении, но к ней почему-то иногда обращаются — видимо, исходя из авторских предчувствий. Причина негативного отношения к схеме «тандем» заключается прежде всего в крайне невыгодных условиях работы заднего крыла, угол атаки которого сильно зависит от скоса потока от передней несущей поверхности.

Правда, испытания СМ-1, начатые 22 июля 1961 года, вначале шли успешно, его скорость достигала 270 км/ч.

В том же году Алексеев пригласил в ЦКБ заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) Д.Ф. Устинова, председателя госкомитета по судостроению Б.Е. Бутому и главкома ВМФ адмирала СП Горшкова. Показ новинки судпрома сопровождался прогулками на СМ-1. Первым отправился в рейс Устинов, — экраноплан произвёл на него хорошее впечатление. Но когда аппарат ушёл в полёт с Бутомой, случился казус — на полпути кончилось топливо... Эта «прогулка» явно не прибавила положительных эмоций продрогшему от холода председателю ГКС.

СМ-1 просуществовала около полугода. Во время одного из полётов, в январе 1962 года, аппарат неожиданного перешёл на кабрирование (задрал нос) и после отключения двигателя рухнул на лёд Горьковского водохранилища.

Какие сделали выводы специалисты в области аэродинамики КБ Алексеева после этого случая, неизвестно, хотя весь опыт самолётостроения показывает, что нет ничего проще и надёжнее классической схемы летательного аппарата. Экзотика всегда опасна, поскольку требует не только более объёмных исследований, но и применения порой автоматических средств обеспечения устойчивости и управляемости.

В итоге, вернулись к схеме экраноплана, больше похожей на классическую, удалив из зоны влияния переднего крыла и экрана заднюю несущую поверхность. Поскольку площадь её по сравнению с основным крылом значительно уменьшилась, то и классифицироваться она стала как горизонтальное оперение.

Самоходная модель СМ-2, по большому счёту, ничего общего с предшественницей не имела, разве что, как и раньше, оставалась трёхместной. Её отличия от СМ-1 заключались не только в ином расположении аэродинамических поверхностей, но и в применении устройства для облегчения взлёта экраноплана. Давно известно, что для преодоления возникающего гидродинамического сопротивления в процессе разбега самолётов морского базирования делают редан - выступ на днище его корпуса, облегчающий выход на режим глиссирования.

cm-2.jpg.bmp

Но это устройство, с одной стороны, играет положительную роль, а с другой - усложняет и утяжеляет корпус, создавая в крейсерском полёте дополнительное сопротивление.

Альтернативой редану могла стать воздушная подушка. Но устройство для создания статической подушки существенно усложнило и утяжелило бы аппарат. Оставался один путь -создать под днищем корпуса динамическую воздушную подушку путём поддува газа, используя маршевую силовую установку.

Поскольку, как и на предшественнике, использовался тот же турбореактивный двигатель (РУ19-300, на этот раз их стало два), то истекавшие из переднего ТРД газы направлялись по трубопроводу к соплам, размещённым на пилоне перед крылом. Стартовый двигатель, «вытащив» машину из воды, выключался. Крейсерский же полёт осуществлялся с помощью маршевой силовой установки, располагавшейся в кормовой части корпуса.

В 1962 году от СМ-2 перешли к следующей машине — СМ-3, отличавшейся от предшествующей значительно меньшим удлинением крыла.

cm-3.jpg.bmp

Затем построили модель СМ-4, сопла поддува воздуха под крыло которой могли поворачиваться в вертикальной плоскости.

cm-4.jpg.bmp

Эту схему приняли при разработке сначала экраноплана ПЛО (противолодочной обороны), а затем и будущего корабля-макета. Несмотря на это, поиски оптимального технического решения для создания воздушной подушки под крылом продолжились и привели к постройке в 1964 году самоходной модели СМ-2П7, в которой сопла поддува расположили вдоль передней кромки крыла. Но испытания не выявили преимуществ по сравнению с предшественником.

cm-2p7.bmp

Основываясь на результатах испытаний моделей экранопланов, коллектив Р.Е. Алексеева остановил свой выбор на классической самолётной схеме с крылом большого (для экраноплана) удлинения (отношение размаха несущей поверхности к её хорде), составляющим около трёх единиц, что позволяло аппарату иметь в крейсерском режиме аэрдинамическое качество около 17, как у лучших дальнемагистральных самолётов.

Для обеспечения требуемых запасов устойчивости и управляемости пришлось установить увеличенное (по самолётным меркам) горизонтальное оперение, площадь которого составляла около 50% от площади крыла. Самолётостроители такую схему классифицировали бы как полутораплан-тандем.

  • Экранопланы советского ВМФ

О сайте

Наш сайт познакомит вас с самыми легендарными кораблями военно-морского флота.

Среди них: шхуны, крейсера, экранопланы, авианосцы, субмарины, линейные корабли, пароходы и т.п.

Вы узнаете об их истории создания, и многом другом, в том числе, включая подлинники чертежей кораблей служивших в XVIII-XIX веках.

О кораблях ВМФ написано достаточно много, даже сняты кинофильмы, при просмотре нередко возникает больше вопросов, чем ответов на них. Это и стало поводом для создания данного сайта, поскольку в прошлом скрывается не только техника, но и память о ней.

Смотрите также:

История Украины

История Харькова

Суворовские истории

Заметки

Меню сайта

  • «Алабама» самый удачливый рейдер конфедерации
  • Броненосный Крейсер «Эмперадор карлос V»
    • Описание конструкции
    • Служба
  • Добровольный флот России
    • Буксирные пароходы
    • Грузовые пароходы
    • Паровая шхуна
    • Товаропассажирские пароходы
    • Учебное парусное судно
  • Крейсер-вертолетоносец Jeanne d'arc
  • Линейные корабли "Оклахома" и "Невада"
    • Описание конструкции
  • Подводные авианосцы японского флота
    • Бортовые самолеты японских субмарин
  • Субмарины типа GATO
    • Торпедное вооружение
  • Экранопланы советского ВМФ
  • Эскадренные миноносцы типа «Навигатори»
  • Эскадренные миноносцы типа «Татра»
    • Описание конструкции
  • Эскадренный броненосец "Массена"
  • Японские авианосцы Shokaku и Zuikaku

© anrai.ru