«Эмануэле Пессаньё» (Emanuele Pessagno)
«Эмануэле Пессаньё» (Emanuele Pessagno, литерный бортовой индекс PS) Заложен 9.10.1927 на верфи «Навале Риунти» в Анконе. Спущен на воду 12.8.1929. Вступил в строй 10.3.1930. С 1 мая по 23 сентября 1930 г. в арсенале Специи прошёл так называемую первую модернизацию.
С декабря 1930-го по март 1931 г. «Эмануэле Пессаньё» входил в состав 3-й группы кораблей, которые обеспечивали перелёт 12 гидросамолётов генерала Итало Бальбо.
В сентябре - декабре 1932 г. совместно с однотипным «Алвизе да Мосто» принял участие в заграничном вояже, посетив ряд портов Южной Америки. После возвращения в Италию зачислен в состав 2-й разведывательной флотилии 2-й эскадры.
В 1935 г. передан в распоряжение командующего дивизией подводных лодок. Во время гражданской войны в Испании действовал в южной части Средиземного моря, оказывая помощь мятежникам. После возвращения в Италию в августе 1938 г. сменил крейсер «Куарто» в качестве флагмана 6-й флотилии.
В сентябре 1938 г. переклассифицирован в эскадренный миноносец и зачислен в состав 16-й флотилии эсминцев. В июне 1939 г. обеспечивал операцию по оккупации Албании.
Со 2 января по 31 марта 1940 г. прошёл в арсенале Специи вторую модернизацию.
9.7.1940 принял участие в бою у м. Пунта-Стило. 11 ноября, во время налёта британской авианосной авиации на Таранто, получил незначительные повреждения корпуса в результате взрыва авиабомбы рядом с бортом. Ремонт занял всего несколько дней. Обстреливал греческие позиции 18 декабря в районе Луково.
28.3.1941 участвовал в первой фазе сражения у м. Матапан -в бою крейсеров у о. Гавдос. С 18 апреля по 1 мая 1941 г. прикрывал, а затем сам осуществлял постановку заграждений S.1 -в Тунисском проливе и Т - севернее Триполи. Входил в состав соединения дальнего прикрытия, обеспечивавшего проводку итало-германского конвоя (11-14 мая).
28 июня участвовал в усилении минного поля в Тунисском проливе (заграждение S.2). Совместно с крейсерами 7-й и 4-й дивизий 7 июля выходил в тот же район для постановки заграждений S-31 и S-32. 23 августа принимал участие в усилении линий S-41, S-42, S-43, S-44 минного поля в Тунисском проливе. В перерыве между этими операциями эсминец привлекался для эскортирования конвоев.
Утром 18 сентября британская ПЛ «Апхолдер» потопила лайнеры «Нептуния» и «Океания» из состава конвоя, в прикрытие которого входил и «Эмануэле Пессаньё».
Приняв на борт 2083 человека, он с большим трудом добрался до Триполи. В октябре - начале ноября 1941 г. использовался для переброски немецких войск в Бенгази в качестве быстроходного транспорта. За это время совершил четыре похода к берегам Северной Африки.
22 ноября вместе с другими кораблями прибыл на помощь торпедированному и потерявшему ход и управление КР «Луиджи ди Савойя дука делльи Абруцци». Несмотря на продолжавшиеся воздушные налёты, повреждённый крейсер удалось довести до безопасного порта. «Эмануэле Пессаньё» принял участие в ряде конвойных операций: «М-41» (13.12.1941), «М-42» (с 16 по 20 декабря), «К-7» (с 21 по 23 февраля 1942 г.), «Сирио» (с 16 по 18 марта).
Потоплен двумя торпедами английской ПЛ «Турбулент» в 85 милях севернее Бенгази, во время очередного эскортирования транспортов со снабжением в Ливию 29.5.1942. Однотипному ЭМ «Антонио Пигафетта» удалось спасти всего 86 членов экипажа.
Назван в честь жившего на рубеже XV - XVI веков уроженца Генуи Эмануэле Пессаньё, который принял участие в экспедиции Франческо де Аммейды к м. Доброй Надежды.