«Саратов»
Пароход построен по заказу Доброфлота в Ньюкасле (Великобритания). При его проектировании за основу был взят пароход «Орел», но с большей прочностью корпуса, более удобным внутренним расположением и увеличенной грузоподъемностью.
Судно принимало на борт 21 пассажира в каюты 1-го класса, 55 — 2-го, 13 — 3-го и 876 — палубных (на ближних рейсах — 2046 человек); грузоподъемность — 3224 т. Принятый 17.12.1891 экипажем пароход вышел на регулярную Восточную линию.
В конце 1897 г. русское правительство вело переговоры с Китаем об аренде Квантунского полуострова. Когда переговоры зашли в тупик, было принято решение о высадке войскового десанта в Порт-Артур. В это время во Владивосток пришел из Одессы пароход «Саратов» с грузом рельсов для Маньчжурской железной дороги Судно немедленно, в течение 36 часов непрерывной работы, загрузили войсками и военными грузами и отправили в Порт-Артур, куда оно пришло 9.3.1898 и встало на внешнем рейде.
15 марта «Саратов» вошел во внутренний бассейн и ошвартовался у его набережной. Первый эшелон сухопутных войск (1233 человека) без сопротивления занял Порт-Артур. После высадки десанта «Саратов», пополнив запасы угля в Нагасаки, последовал в залив Посьет за вторым эшелоном войск. 26 марта, приняв 1621 десантника, 97 лошадей, 87 быков и военный груз, под охраной крейсера «Адмирал Корнилов», вышел в Порт-Артур, куда прибыл 1 апреля.
«Саратов» после модернизации
- Год и место постройки: 1891 г., верфь «Hawtorn R & W, Leslie & Со»
- Тоннаж (водоизмещение): 5426,6 брт (8975 т)
- Размерения: 129,5x15,2x7,4 м
- Тип и мощность двигателя: Две вертикальные ПМ тройного расшир., 10 250 л.с.
- Скорость хода: 18,7уз.
Отсюда пароход перенаправили в Талиенвань, где в течение 48 часов с него высадили людей и выгрузили груз. После возвращения в Порт-Артур пароход вернули Доброфлоту. Однако в июле судно привлекли к доставке из Одессы в Китай очередной партии десантного корпуса.
В 1901 г. на нем установили вооружение из семи 120-мм, шести 47-мм и десяти 37-мм орудий. С декабря 1901 г. до весны 1902 г. «Саратов» выполнил пробные артиллерийские стрельбы. После этого орудия демонтировали и передали на хранение в арсенал Севастопольского военного порта.
Перед началом Русско-японской войны «Саратов» передали Морскому ведомству и с отрядом кораблей контр-адмирала Вире-ниуса отправили на Дальний Восток. Война застала отряд в Красном море. По приказу Главного морского штаба Вирениус из Джибути повернул назад; «Саратов» вернулся в Одессу.
В 1907 г. прошел модернизацию, в ходе которой на нем установили новые котлы. Вместо двух труб осталась одна, водоизмещение увеличилось до 9660 т. После завершения ремонта в 1908 г. совершал рейсы на товаропассажирской линии Либава — Нью-Йорк, доставляя в Америку эмигрантов. В 1912 г. вернулся на линию Одесса — Владивосток.
После начала Первой мировой войны «Саратов» оказался заблокирован в Черном море. 12.3.1915 мобилизован и включен в состав Черноморского флота в качестве TP (присвоен № 60).
В 1918 г. захвачен германскими войсками. Осенью того же года перешел под контроль белогвардейцев, которые вернули его Доброфлоту. В ноябре 1920 г. пароход с 7350 (!) беженцами ушел в Константинополь. В декабре 1920 г. парижское руководство компании продало «Саратов» греческой фирме, которая эксплуатировала его под названием «Bernina». С 1923 г. судно служило в египетской компании под наименованием «Egipt». На этом его следы теряются.