Служба
Миссия в Веракрусе стала для «Карлоса V» своего рода лебединой песней: с вводом в строй новых дредноутов типа «Эспанья» он отошёл на второй план. Тем временем в Европе полыхала Первая мировая война, послужившая катализатором для многих вялотекущих второстепенных конфликтов, в том числе и для марокканского.
Проблема заключалась в том, что, опасаясь возможных внешнеполитических осложнений, Испания не могла себе позволить снова ввязаться в широкомасштабные действия в Марокко. В результате всё свелось к традиционным дозорно-блокадным операциям с привлечением канонерок или старых крейсеров.
Летом 1901 г. окончательно расконсервированный «Карлос V» принял участие в довольно представительных для Испании того времени манёврах в водах Кантабрики. К ним привлекли практически все уцелевшие после погрома 1898 г. корабли: фрегаты «Нумансия» и «Витория», крейсер «Рио де ла Плата», эсминцы «Аудас», «Осадо» и «Просерпина», канонерки «Те-мерарио» и «Баско Нуньес де Бальбоа», миноносцы «Апсьон», «Орион», «Абана», авизо «Урания» и «Хиральда», а также корвет «Наутилус».
По окончании Испано-американской войны на «Карлосе V» завершили по большей части необходимый объём работ для ввода корабля в строй, поскольку его приёмка флотом была осуществлена временно, с учётом военного времени. Следует отметить, что «детские болезни» крейсера «лечились» ещё достаточно долго.
«Карлосу V» повезло — войти в состав эскадры Серверы он не успел и был зачислен в Резервную эскадру адмирала Камары.
8 мая морской министр адмирал Бермехо направил командующему Резервной эскадрой телеграмму: «В течение 10 дней, начиная с завтрашнего дня, подготовить «Пелайо», «Карлос V» и «Альфонсо XIII» к выполнению значительной и крайне важной задачи». Через три дня Камара получил ещё одну телеграмму министра: «Срочно вводите в строй вашу эскадру, по готовности сообщите мне».
Несмотря на все трудности со строительством, 21 ноября 1896 г. «Эмперадор Карлос V» вышел на испытания. В этот день он развил ход под двумя котлами, также были опробованы вспомогательные механизмы. В целом всё прошло удовлетворительно. Спустя несколько дней испытания повторили, задействовав большее число котлов.